Проблемы формирования и функционирования транспортного налога

На сегодняшний день транспорт, является неотъемлемой частью экономики России. Современное реформирование экономических отношений серьезно усилило значение и модифицировало механизм исчисления транспортного налога. Сегодня транспортный налог является не только неотъемлемым источником доходов государства, но и принимают на себя функции регулирования экономических процессов, обеспечения социальных гарантий, создания материальной основы суверенитета субъектов Федерации. Это определяет смысл и содержание преобразований региональных налогов в налоговой системе России.

В отношении транспортного налога особую актуальность вызывает недостаточность налоговых поступлений. Вследствие недостаточности финансирования бюджета, низкое качество дорог увеличивает износ автомобилей, а низкая проходимость способствует увеличению расхода топлива от простаивания машин в пробках. Эксперты подсчитали: лишний час движения транспорта по дорогам нашей страны обходится в 1 млрд руб.

В свете данных прогнозов наиболее остро стоит вопрос об увеличении темпов строительства и ввода в эксплуатацию новых объектов дорожной инфраструктуры. Так, согласно методике Всемирного банка в России при темпах роста ВВП на уровне 7% должно ежегодно вводиться в эксплуатацию 17 тыс. км нового дорожного полотна.

Однако за последние годы объем ввода в эксплуатацию построенных и реконструированных автомобильных дорог в стране снизился почти в 2,5 раза - с 7 тыс. км в 2000 г. до 2,84 тыс. км в 2009 г. Объемы ремонтных работ за аналогичный период снизились в 2 раза. Для нормализации деятельности дорожно-строительных организаций необходимо модернизировать систему финансирования дорожных работ.

Финансирование автомобильных дорог регионального значения (территориальных дорог) осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Федерации, а также за счет субсидий из федерального бюджета, выделяемых на строительство и реконструкцию дорог, при условии софинансирования из бюджетов субъектов Федерации.

В Российской Федерации вследствие отмены налога на пользование автодорогами и общего реформирования налоговой системы на сегодняшний день основными источниками целевых бюджетных поступлений являются транспортный налог.

Между тем состояние налогового законодательства в сфере транспортного налога в системе механизмов регулирования социально-экономического развития страны все еще далеко от совершенства. Недостаточно изучены и теоретически осмыслены проблемы формирования и функционирования транспортного налога, слабо проработаны правовые принципы и особенности проведения налоговой реформы.

В научной литературе еще недостаточно разработаны проблемы формирования и функционирования транспортного налога в условиях современной правовой политики налогообложения в контексте особенностей ее исторического развития, а также вопросы использования мирового опыта в процессе формирования базы налогообложения транспортного налога в России.

Данные факты и определили выбор темы исследования

Цель исследования заключается в изучении транспортного налога и определении путей ее совершенствования.

Сформулированная цель конкретизируется в ряде следующих основных задач:

раскрыть историю транспортного налога;

дать нормативно-правовое регулирование транспортного налога;

рассмотреть механизм исчисления и уплаты транспортного налога в ООО "СТЭТ";

проанализировать налоговую нагрузку и меры по ее оптимизации;

дать оценку уровня собираемости транспортного налога;

выявить проблемы и обосновать пути развития транспортного налога.

При подготовке исследования широко использовалась современная отечественная литература по теории и истории налогообложения, истории России. Это работы Артемьевой А.Н., Гавриловой Н.А, Дубровской В.П., Кашиной М.В., Кошкиной Т.Ю., Лермонтова Ю.М., Маргулис Р.Л., Мацкявичене Е.В., Орловой О.Е., Перцевой Е.М., Ходова Л.Г., Сердюкова А.Э., Толкушкиной А.В., Черник Д.Г., Юткиной Т.Ф. и др. В ходе работы использовались нормативно-правовые акты РФ.

Объектом исследования является транспортные средства.

Предметом исследования являются теоретический историко-правовой анализ процесса выработки, реализации и последствий налоговой политики в сфере механизма исчисления и уплаты транспортного налога.

К сожалению, в отечественной научной литературе практически отсутствуют монографические исследования, посвященные вопросам транспортного налогообложения, которые рассматривали бы их в аспекте отечественного и международного опыта с учетом актуальных проблем налоговой реформы в России.

1. Правовая характеристика транспортного налога и его место в системе налогообложения