Понятие бюджета, его функции и экономическая сущность

Целенаправленное социально-экономическое развитие государства обеспечивается образованием различных централизованных фондов, и прежде всего общегосударственного фонда денежных средств - государственного бюджета. Бюджет необходим любому государству для реализации его политических, экономических и социальных функций. С помощью бюджета осуществляется сопоставление потребностей государства и средств для их удовлетворения. Вакансии и работа в рязани поиск работы с ГородРабот,ру.

Бюджет, понимаемый как совокупность всех элементов бюджетной системы страны - это основа финансовой базы государственного регулирования рыночной экономики. Сосредоточение в бюджете определённой доли национального дохода необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.

Как экономическая категория бюджет представляет собой систему финансовых отношений по поводу образования, планового распределения и использования централизованного фонда денежных средств. Специфика бюджетных отношений, как части финансовых отношений, складывающихся между государством, юридическими и физическими лицами, состоит в том, что они:

) возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство, будучи при этом одновременно и прямым участником воспроизводственного процесса;

) они связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей, понимаемых не как потребности чиновного аппарата государственной власти, а как потребности граждан страны в услугах государства.

Иначе говоря, языком цифр бюджет сообщает людям о приоритетах государственной экономической политики и о том, на какие услуги со стороны государства могут рассчитывать его граждане.

Таким образом, бюджетные отношения, которые формируют бюджетную политику государства, строятся, прежде всего, на заинтересованности граждан и хозяйствующих субъектов в получении от государства тех или иных услуг, которые они по существу уже оплатили как участники распределения национального дохода посредством передачи государству части доходов в виде налогов и других обязательных платежей.

Понятие государственного бюджета имеет и правовой (законодательный) аспект, с позиции которого он рассматривается как основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным собранием (принимается Государственной Думой и одобряется Советом Федерации) и имеющий статус федерального закона. Когда речь идёт о государственном бюджете как финансовом плане, подразумевают сознательную деятельность людей по разработке, утверждению и исполнению бюджета.

Кроме того, государственный бюджет служит основным инструментом государства в централизации и перераспределении валового общественного дохода.

Бюджетный кодекс РФ определяет бюджет, как форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Таким образом, бюджет, являясь для государства и органов местного самоуправления средством аккумулирования финансовых ресурсов, даёт государственной власти возможность содержания управленческого аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, то есть выполнения государством присущих ему функций.

Определяющая роль бюджета в социально-экономическом развитии страны предполагает необходимость строго аргументированной характеристики сущности бюджета. Очень чётко сущность бюджета объяснена Т. А. Поздняковой: «Сложность выяснения сущности бюджета, прежде всего связана с тем, что данный термин используется для обозначения различных по свой природе явлений. Одно из них выражает совокупность особой сферы финансовых отношений, обусловленной существованием основного централизованного денежного фонда страны. Другое же, связано с формой практического использования бюджетных отношений, с законодательным оформлением соответствующего финансового документа, а потому относится к надстроечным отношениям».

Формирование и использование государственного бюджета в Российской Федерации имеет ряд отличительных черт:

. Составление и использование бюджета носит ярко выраженный балансовый характер.

Балансовый метод разработки планов является одним из основных способов установления пропорций в народном хозяйстве. Этот метод позволяет наметить необходимые соотношения между объёмом денежных доходов и размером расходов. Анализ складывающегося баланса бюджета (по доходам и расходам) позволяет делать выводы о необходимости изменения пропорций в плане, изыскания дополнительных ресурсов или сокращения тех или иных расходов.

Перейти на страницу:
1 2