Формы реализации принципа единства налоговой политики

Конституционный принцип единства налоговой политики обусловливает принцип единства системы налогов. Однако его значение этим не ограничено. Он предъявляет определенные требования не только к перечню налогов, но и к содержанию законов о налогах, принимаемых на республиканском и местном уровнях.

Согласно ст. 2 Налогового кодекса РБ гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, свобода экономической деятельности. Единство экономического пространства - непременный атрибут государства с рыночной экономикой, условие свободного и динамичного развития общества. Принцип единства экономического пространства реализуется посредством различных механизмов, в том числе и финансовых[3]. Статья 107 Конституции РБ определяет, что Правительство РБ обеспечивает проведение в Республике Беларусь единой финансовой и денежной политики.[2, c, 37].

Содержание принципа единой финансовой политики состоит не в сосредоточении в одном центре всех финансовых полномочий, а в разработке им единых обязательных стандартов финансовой деятельности, обеспечивающих условия формирования бюджетов различных уровней при поддержании баланса прав и интересов всех участников финансовых отношений.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что единая налоговая политика входит в состав единой финансовой политики.

Единая налоговая политика направлена на недопущение установления налогов, нарушающих единство экономического пространства Республики Беларусь. Не допускается установление налогов, сборов и льгот по их уплате, наносящих ущерб национальной безопасности Республики Беларусь, ее территориальной целостности, политической и экономической стабильности[8, c.310].

Единство налоговой политики состоит не в унификации налоговых ставок и не в запрете субъектам налоговых отношений привлекать на свою территорию налогоплательщиков, создавая для этого привлекательные условия налогообложения. Единство предполагает, что устанавливаемые условия налогообложения не будут действовать искажающе на объективно складывающиеся рыночные отношения, не будут приводить к снижению доходов других местностей.

Не всякое снижение уровня налогообложения приводит к нарушению этого принципа. Можно выделить несколько признаков, которые свидетельствуют о недобросовестной налоговой политике:

условия налогообложения таковы, что особые выгоды получают только нерезиденты или же эти выгоды возникают в связи с операциями с нерезидентами;

налоговые преимущества предоставляются, если налогоплательщик не ведет реальной экономической деятельности в данной местности или ведет ее в минимальном объеме;

правила определения налогооблагаемой базы отличаются от общепринятых;

принимаются меры к неразглашению конкретных условий налогообложения( практикуется при внешнем соответствии налогового законодательства общепринятым правилам);

изменение условий налогообложения по договоренности, достигнутой на административном уровне, т.е. скрыто[8, c. 314].

Для обеспечения единообразного применения налогового законодательства требуется наличие одного контрольного органа. Поэтому было создано Министерство по налогам и сборам Республики Беларусьв качестве единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства.

Перейти на страницу:
1 2