Пути совершенствования контроля в Республике Беларусь

Нарушения и злоупотребления в финансовой, бюджетной сфере не имеют ни хронологической привязки, ни национальных корней. Во-первых, потребности любого государства, как правило, превышают его финансовые возможности, и у чиновников нередко возникает соблазн быстро, в обход закона, перераспределить средства в пользу «неотложных» нужд. Во-вторых, в любом обществе в той или иной степени проявляются как политические, так и коммерческие интересы различных компаний, кланов, групп, что приводит к лоббированию этих интересов в сфере экономики, приобретению различных преференций и льгот. Вот почему с тех пор как человечество стало осознавать себя организованным сообществом и до наших дней для любой страны остается актуальной задача создания и совершенствования системы гласного, всеобъемлющего контроля за состоянием «государственного кармана», за использованием бюджетных средств.

Сейчас Беларусь идет путем реформирования и трансформации государства и общества в сторону действительно правового государства. государство. С каждым годом все больше и больше происходит унификация белорусского законодательства с законодательством всех развитых и демократических государств. Право становится все более «отточенным» и адаптированным для белорусского государства в наше время.

Однако не стоит отвергать тот очевидный факт, что в настоящее время Республика Беларусь сохранила со времен СССР и плановую экономику, и, соответственно, более жесткий, чем, например, в России, контроль за финансовой деятельностью государственных и частных организаций, органами государственной власти и простыми гражданами. Но и в этом есть свой плюс - практически отсутствует коррупция и взяточничество, что так процветает в других странах власти и особенно на региональном уровне.

При рыночной системе хозяйствования промышленное предприятие - самоорганизующаяся социально ориентированная система - функционирует в жестких условиях конкурентной среды и имеет полную хозяйственную самостоятельность. В этих условиях система контроля промышленного предприятия должна ориентироваться на обеспечение следующих основных показателей эффективности функционирования в современных условиях:

1. устойчивое положение предприятия на рынках;

2. финансовое состояние предприятия;

. своевременная адаптация систем производства и управления предприятия к динамичной внешней среде (рыночной конъюнктуре);

. качество системы защиты информации на предприятии;

. качество системы внутреннего контроля на предприятии.

Необходимость и действенность внутреннего контроля качества являются основой эффективности работы любой системы.

Финансовый контроль - одна из форм управления финансами любого звена. Он заключается в постоянной проверке выполнения хозяйственных и финансовых операций с точки зрения их законности, экономической целесообразности и достижения положительных конечных результатов работы. Финансовый контроль осуществляется на стадии разработки финансовых планов, проведения операции, практически на всех этапах движения денежных средств. Финансовый контроль производится финансовой службой совместно с другими отделами, которые участвуют в выполнении финансовых задании, ведут учет их выполнения и результативности.

В условиях рыночных отношений повышается ответственность финансовых служб за полную мобилизацию собственных средств, финансовое состояние предприятия, эффективность проводимых операций, конечные результаты работы, так как от этого во многом зависит конкурентоспособность, процветание предприятия.

Необходимо разработать целостную Концепцию развития системы государственного финансового контроля в Белоруссии. В рамках концепции можно было бы разработать единые контрольно-ревизионные стандарты и нормативы; проанализировать типовые нарушения и пути их предотвращения; предложить методологические подходы для проведения анализа контрольных мероприятий, поиска причин, обобщения последствий выявленных отклонений и нарушений, оценки эффективности использования бюджетных средств.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6