Влияние кредитных операций на изменение баланса спроса и предложения

Основываясь на материале, изложенном в предыдущей главе данной работы, роль лизинговых и кредитных операций в развитии и деятельности коммерческой организации можно охарактеризовать как положительную. Конечно, неправильная подготовка сделок, связанных с внешними займами, может привести к негативным последствиям, но при условии объективной оценки возможностей компании риски можно свести к минимуму.

Развитие коммерческих организаций, посредством использования кредитных и лизинговых сделок, несомненно, оказывает определенное положительное влияние на экономику страны в целом, но эти финансовые инструменты также оказывают прямое влияние на кредитно-финансовую систему государства. Методы оценки полезности различных явлений для отдельной коммерческой организации и для государства различны. Для отдельной компании важно получение максимальной прибыли или увеличение капитала, для государства важно успешное функционирование всей совокупности организаций, из которых складывается экономика страны.

Основное различие в оценке любого финансово явления для организации и государства заключается в разном восприятии кредитно-финансовой системы. Организация строит свои оценки успешности на сопоставлении денежной стоимости своих активов в разные периоды времени, а влияние своих финансовых операций на изменение соотношения объема денежных средств в экономической системе считает крайне незначительным. Государство в оценках своей деятельности не может опираться на стоимостную оценку макроэкономических показателей, поскольку при проведении своей экономической политики может производить эмиссию средств платежа и напрямую влиять на изменение денежной массы.

В настоящее время различные кредитные инструменты позиционируются как средства эффективного развития бизнеса и экономики в целом, в связи с этим, я хотел бы рассмотреть, какие конкурентные преимущества получает заемщик, прибегая к использованию кредита. Для решения поставленной задачи я, основываясь на законе спроса и предложения, предлагаю рассмотреть, как влияет получение кредита организацией на перераспределение потребляемых и производимых ею ресурсов, а так же на их стоимость.

Каждая организация в своей работе потребляет разного рода ресурсы, в то же время на эти ресурсы всегда претендуют другие участники рынка, в результате, на основе закона спроса и предложения складывается объективная цена на эти ресурсы. Объем потребления ресурса каждой организацией пропорционален объему затраченных средств на его приобретение при равновесной цене, которая определяется из расчета общего спроса на данный ресурс. При резком увеличении денежных средств, затрачиваемых организацией на приобретение определенного ресурса, увеличится не только ее доля в объеме потребляемого ресурса, но и возрастет общая цена на ресурс. В результате остальные потребители ресурса, располагая прежним объемом средств на его приобретения, вынуждены будут приобретать его по более высокой цене, а, следовательно, в меньшем объеме. Графически данное соотношение представлено на рисунке 1.

Рисунок 1 Соотношение объемов закупок товара потребителями до и после того как часть покупателей воспользовалась кредитом на его приобретение

В результате использования кредита для покупки товара частью покупателей произошли изменения в стоимости товара и в структуре его приобретателей. Покупатели, не воспользовавшиеся кредитом на приобретение товара, потратили такую же сумму на его приобретение, но сумели на нее приобрести меньше товара. Покупатели, воспользовавшиеся кредитом на приобретение товара, потратили большую сумму на его приобретение, при этом приобрели больше товара, хотя и по увеличенной цене. Таким образом, получение кредита частью покупателей товара оказало прямое негативное влияние на их конкурентов в борьбе за ресурс, которые не прибегали к кредитованию.

На стадии реализации товара, кредитование части производителей, имеющих идентичные товары в номенклатуре производства и потребления, будет иметь схожее воздействие на изменение структуры продажи готовой продукции. Увеличение количества произведенного товара вследствие закупки большего количества сырья за счет кредитования увеличит общее предложение этого товара на рынке, а, следовательно, снизит его цену. В результате производители, которые не прибегали к кредитованию, продадут то же количество своей продукции, но по более низкой цене. Графически этот процесс изображен на рисунке 2.

Перейти на страницу:
1 2