Влияние финансового кризиса на подходы к оценке финансового состояния предприятия

В условиях рыночных отношений роль финансового анализа очевидно велика. Это связано с тем, что предприятия приобретя самостоятельность, несут полную ответственность за результаты своей производственно-хозяйственной и финансовой деятельности. Финансовый анализ в той или иной степени проводят все. Глубина исследования зависит от поставленных целей финансового анализа, специфики бизнеса, размеров предприятия и т.д.

В экономической теории наработана масса подходов и методов анализа, разработаны и проверены на практике конкретные инструменты и показатели, определены и утверждены показатели и нормативы. Из огромного количества методик по проведению финансового анализа, каждая компания выбирает для себя сама, какую использовать.

Как правило, оценка финансового положения выполняется с помощью показателей, характеризующих потенциальную и фактическую возможности предприятия рассчитываться по текущим обязательствам, а также его финансовую устойчивость в долгосрочной перспективе. Результативность работы компании рассматривается как с позиции эффективности использования отдельных видов ресурсов таких как, трудовых, материальных и финансовых.

Современный финансовый анализ имеет определенные отличия от традиционного анализа финансово-хозяйственной деятельности. Прежде всего, это связано с растущим влиянием внешней среды на работу предприятий. В частности, усилилась зависимость финансового состояния хозяйствующих субъектов от инфляционных процессов, надежности контрагентов (поставщиков и покупателей), усложняющихся организационно-правовых форм функционирования.

Существенные коррективы в анализ финансово-хозяйственной деятельности внес недавно прошедший мировой финансовый кризис. Данный кризис по разному отразился на отраслях национального хозяйства. Наибольшее негативное воздействие на себе ощутили отрасли материально го производства.

Изменились возможности и условия привлечения внешнего финансирования для организаций. Также существенно снизился спрос на продукцию, что в совокупности с недофинансированием поставила многие отечественные предприятия в ситуацию банкротства.

Многие отечественные производственные компании строили свои инвестиционные планы и рассчитывали их окупаемость исходя из высоких значений ежегодного прироста продаж и политики доступных денег, когда с каждым годом кредиты можно было привлекать все проще и дешевле. Банки резко сократили кредитование, стали давать деньги под больший процент накапливая на своих счетах рекордные объемы ликвидности. Требования к заемщику стали гораздо жестче, а те немногие, кто прошел жесткую процедуру оценки банком и получил кредит, обязаны демонстрировать чуть ли не фантастические показатели своей работы и выплачивать непомерные суммы по обслуживанию займа.

Как правило, до кризиса ведущие банки страны в отношениях с заемщиками использовали скоринговые модели, оценивающие с разных сторон деятельность предприятия, начиная с менеджмента, перспектив бизнеса, качества продукции и заканчивая финансовым состоянием. В результате этой работы заемщику присваивали кредитный рейтинг, от которого зависели процентная ставка, размер резерва на возможные потери по ссуде, требования по обеспечению и прочие условия кредитования. Если заключение о большинстве направлений деятельности предприятия строилось прежде всего на основе субъективного профессионального мнения банковского аналитика, то для финансового анализа применялся более или менее формализованный подход. Сейчас же, складывается мнение, что на кредитный рейтинг или деятельность заемщика уже никто не обращает внимания, а банковские аналитики больше опираются на интуицию и неформальный подход. Во всяком случае, банки заметно ужесточили требования к финансовому состоянию своих заемщиков, и теперь последним, при обращении за кредитными ресурсами, приходится демонстрировать гораздо лучшие показатели по сравнению с до кризисными.

Перейти на страницу:
1 2 3 4