История транспортного налогообложения в России

Введенный транспортный налог просуществовал практически четыре года - с 1 января 1994 г. по 14 ноября 1997 г. Указом Президента РФ от 15 ноября 1997 г. N 1233 "О признании утратившими силу некоторых указов Президента Российской Федерации", введенным в действие со дня его подписания, Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2270, установивший транспортный налог, был признан недействующим.

Общей характеристикой, которую следует дать рассматриваемому транспортному налогу с позиций современного исследователя, является нарушение в этом налоге экономической сущности построения метода налогообложения, поскольку название налога всегда должно отражать существо облагаемого им объекта. Однако в транспортном налоге его название и облагаемый объект не совпадали, более того - относились к совершенно разным экономическим категориям: название указывает на обложение движимого имущества, в то время как объект налога представлен денежными средствами (фондом оплаты труда).

Устанавливая данный налог, его объектом законодатель избрал транспортные средства, имеющие рабочий объем двигателя свыше 2500 куб. см. При этом необходимо учитывать, что помимо налога на отдельные виды транспортных средств в России с 1992 г. взимался налог с владельцев транспортных средств, имевший идентичный объект налогообложения. Кроме этого, ни в одном законодательном акте не указывалось, каким при существующем двойном налогообложении одного и того же объекта, такого как транспортное средство, должно быть сопряжение двух названных налогов.

Согласно шкале прогрессивных налоговых ставок, установленных ст. 6 Закона РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации", налог с владельцев транспортных средств взимался с автомобилей с мощностью двигателя как до 100 л.с., так и свыше 100 л.с. Это говорит о том, что во второй разряд налоговых ставок попадали все автомобили, имеющие мощность двигателя свыше 100 л.с. К этому же разряду относятся автомобили с рабочим объемом двигателя свыше 2500 куб. см. Между тем для упомянутых автомобилей, имеющих рабочий объем двигателя свыше 2500 куб. см., был установлен налог на отдельные виды транспортных средств. При этом в Законе об этом налоге не определялся порядок учета суммы налога с владельцев транспортных средств при расчете налога на отдельные виды транспортных средств. По этой причине не исключалась ситуация, когда одно и то же транспортное средство могло облагаться двумя разными налогами - налогом с владельцев транспортных средств, поскольку автомобиль имел мощность двигателя свыше 100 л.с., и налогом на отдельные виды транспортных средств, так как рабочий объем двигателя облагаемого транспортного средства был свыше 2500 куб. см.

Различие между налогом с владельцев транспортных средств и налогом на отдельные виды транспортных средств, по существу, было только в разных фондах аккумулирования налоговых доходов от их взимания. Налог с владельцев транспортных средств, как уже говорилось, в полном объеме поступал в региональные дорожные фонды, а налог на отдельные виды транспортных средств - в федеральный бюджет.

Под давлением обоснованной критики со стороны налогоплательщиков налог на отдельные виды транспортных средств с 1 января 2001 г. был отменен. Поскольку, согласно ст. 5 Федерального закона от 8 июля 1999 г. N 141-ФЗ, налоговым периодом введенного налога на отдельные виды транспортных средств признавался год, начинающийся со дня вступления в силу этого Закона, т.е. с 12 июля 1999 г., у налогоплательщиков до отмены данного налога был только один полноценный налоговый период (с 12 июля 1999 г. до 12 июля 2000 г.), за который они должны были уплатить налог.

С 1 января 2003 г. в России взамен федерального налога с владельцев транспортных средств в системе региональных налогов был установлен транспортный налог, также являющийся универсальным налогом, взимаемым с организаций и физических лиц. Диспозиция налога была изменена с федерального на региональный вследствие проведения налоговой реформы, целью которой является более четкое и ясное разграничение полномочий в налоговой сфере не только по установлению и введению налогов, но и по эффективному управлению на каждом уровне власти источниками налоговых доходов бюджетов. На реализацию принципа полноценного построения налоговой модели нацелена ст. 17 НК РФ, определяющая перечень элементов налогообложения, подлежащих установлению в законе о налоге. Поскольку налог, независимо от того, федеральный ли это налог, региональный или местный, устанавливается федеральным законодателем, для признания его законно установленным необходимо сформировать его полноценную и законченную модель в НК РФ - федеральном законе, определяющем общие принципы налогообложения и сборов в РФ. Полноценной и законченной налоговая модель может быть признана только тогда, когда в соответствующей главе НК РФ, посвященной тому или иному налогу, будет раскрыто конкретное содержание каждого из ее элементов, перечень которых определен в ст. 17 НК РФ. Это приводит к выводу, что, устанавливая региональный налог, федеральный законодатель обязан в НК РФ сформировать его полноценную налоговую модель с раскрытием юридического содержания каждого из ее элементов. Только на основе оценки полноценности, законченности и работоспособности налоговой модели федеральный, региональный или местный налог может признаваться законно установленным. Поскольку действия субъектов РФ по введению транспортного налога на своих территориях всегда являются производными от положений федерального законодательства, постоянный поток жалоб на неконституционность региональных законов об этом налоге однозначно свидетельствует, что не столько законы субъектов РФ, сколько гл. 28 НК РФ "Транспортный налог" представляет собой недостаточно выверенный документ, имеющий ряд оснований для возникновения конфликтных ситуаций. В преобладающем числе случаев причиной оспаривания как самих законов субъектов РФ о транспортном налоге, так и положений НК РФ об этом налоге выступает несогласие заявителей либо с отменой налоговых льгот для отдельных категорий налогоплательщиков, которым эти льготы были предоставлены ранее действовавшим законодательством, либо с величинами установленных налоговых ставок и избранным видом их прогрессии.

Перейти на страницу:
1 2 3 4