История транспортного налогообложения в России

Предоставление этого права обусловлено прежде всего тем, что доходы от взимания налога с владельцев транспортных средств на постоянной основе и в полном объеме были закреплены за региональным уровнем бюджетной системы. По этой причине целесообразна была передача региональному уровню власти и полномочий по регулированию наиболее эффективных и результативных инструментов дифференциации обременительного эффекта.

Одним из таких инструментов является налоговая ставка, которая обладает наиболее быстрым воздействием на потенциальный объем финансовых средств, поступающих в бюджеты разных уровней бюджетной системы. Поэтому не представляется возможным признать правомерным вывод Конституционного Суда РФ, что наделение законодательных органов власти субъектов РФ правом увеличивать ставки налога с владельцев транспортных средств, доходы от которого полностью аккумулируются на региональном уровне бюджетной системы, противоречит Конституции РФ.

Неправомерность этого вывода заключается, в определенной степени недосказанности в отношении права субъектов РФ повышать величину налоговой ставки. Уверены, что предоставленное федеральным законодателем органам законодательной власти субъектов РФ право на увеличение размеров налоговых ставок, имеющее в своей основе экономические причины в виде потребности в межбюджетном распределении и территориальном регулировании потенциально возможного объема налоговых доходов, не может приводить к нарушению конституционных положений, поскольку один уровень власти (федеральный уровень), ответственный за формирование налоговой модели, в данном случае модели налога с владельцев транспортных средств, на основе самостоятельного решения передает весь объем собственных налоговых доходов бюджету другого уровня бюджетной системы.

Следствием передачи федеральным уровнем собственных налоговых доходов региональным бюджетам является делегирование региональному законодателю и полномочий воздействовать на величину налоговых доходов от закрепленного источника финансовых ресурсов - налога с владельцев транспортных средств - путем изменения его налоговых ставок.

Возвращаясь к исследованию системы налогообложения транспортных средств, необходимо отметить, что параллельно с налогом с владельцев транспортных средств в России существовали другие налоги, одними из которых действительно облагались транспортные средства, а другие могли быть отнесены к данной системе только из-за их названия.

Налогом, который имел название, позволявшее его отнести к системе налогообложения транспортных средств, был транспортный налог, установленный Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней". В соответствии с этим Указом с 1 января 1994 г. вводился новый федеральный налог - транспортный налог, налогоплательщиками которого признавались только юридические лица.

Вместе с тем этот налог мог быть связан с налогообложением транспортных средств лишь по своему названию. Фактически объектом его налогообложения являлся фонд оплаты труда, или, другими словами, выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, выплачиваемые по трудовым и иным гражданско-правовым договорам. Налоговая ставка определялась в размере 1%. Поскольку у действовавших в то время страховых взносов в государственные внебюджетные фонды объектом обложения также признавался фонд оплаты труда, рассматриваемый транспортный налог, по существу, представлял собой дополнительный налоговый платеж, взимаемый с того же объекта, что и названные страховые взносы.

Название "транспортный" этот налог получил не потому, что им должны были облагаться транспортные средства, а в связи с тем, что Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2270, определив зачисление доходов от этого налога в полном объеме в региональные бюджеты, установил целевое расходование поступающих от его взимания средств исключительно на финансирование поддержки и развития транспортной инфраструктуры в региональном разрезе.

Перейти на страницу:
1 2 3 4