Налоговое планирование как один из элементов управления финансами организации

В рамках действующего налогового законодательства организации не только имеют возможность законными методами уменьшать свою налоговую нагрузку, но и в целях достижения максимальной экономической эффективной деятельности должны осуществлять планирование налогов. Это позволит, с одной стороны, оптимизировать процессы налогообложения, а с другой - разработать реальный бизнес-план в случае необходимости поиска стороннего инвестора или получения государственных преференций.

По мнению Т. Локтевой “налоговое планирование - это выбор между различными вариантами методов осуществления деятельности и размещения активов, направленный на достижение возможно более низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств”. Оно заключается в разработке и внедрении различных законных схем снижения налогов и сборов за счет применения методов стратегического планирования финансово-хозяйственной деятельности организации. В идеале налоговое планирование должно быть перспективным и основываться не только на изучении действующих налоговых законов и инструкций, но и на анализе направлений налоговой политики, проводимой правительством.

Процесс налогового планирования - это, во-первых, совместная работа бухгалтера, юриста и руководителя (менеджера); во-вторых, постоянный поиск оригинальных решений и схем работы организации; в-третьих, работа со специальной литературой, изучение и анализ опыта других организаций подобного профиля и смежных сфер бизнеса.

В процессе налогового планирования каждый из его участников выполняет определенные функции. Так, менеджер дает информацию по фактическим условиям сделки и по ее результатам, которые планируется получить после ее завершения. Бухгалтер проводит расчеты вариантов финансовой структуры сделки и отражает ее в бухгалтерском учете, используя нормы действующего налогового законодательства, нормы и правила бухгалтерского и финансового учета; формулирует возможные с точки зрения процедуры схемы, требующие юридического обоснования и согласования с контрагентом; производит расчет сумм, причитающихся к платежам в бюджет с учетом прямых и косвенных налогов. Юрист анализирует процедуру сделки с точки зрения правовой защищенности, а также готовит необходимые документы с учетом «узких мест» при ее исполнении; помогает бухгалтеру заранее обосновать трактовку и совершение (порядок учета) сделки и отражение в бухгалтерской отчетности ее результатов.

Налоговое планирование осуществляется в несколько этапов:

Этап 1.

Анализ налогооблагаемых объектов, который носит характер детальной инвентаризации установленных и уплачиваемых налогов, взносов и сборов. Анализ проводится в следующей последовательности:

· анализ перечня налогов и сборов, установленных законодательством;

· анализ перечня налогов и сборов, по которым организация должна быть налогоплательщиком;

· анализ перечня налогов и сборов, которые уплачиваются организацией;

· анализ перечня налогов, вновь установленных для организации в связи с изменением видов деятельности или законодательства.

В ходе данного анализа определяют входит ли организация в состав налогоплательщиков по каждому из установленных налогов, имеются ли облагаемые налогами объекты, определяют размер налоговых вычетов, определяются льготы по каждому виду налогов.

После проведения анализа организация получает данные о налогооблагаемых объектах, вычетах и льготах на планируемый год.

Этап 2.

Разработка основных бюджетов (смет) по выделенным центрам ответственности. Для планирования налогового бюджета необходимы данные по следующим операционным бюджетам (сметам):

· бюджет продаж;

· бюджет расходов на оплату труда;

· бюджет социальных выплат и льгот;

· бюджет инвестиций.

Детализация учета хозяйственных операций в бюджетах (сметах) должна обеспечить расчет налогооблагаемых объектов. Налоговый бюджет, в свою очередь, используется для составления финансового прогноза отчета о прибылях и убытках, прогнозного бухгалтерского баланса и бюджета движения денежных средств. В процессе разработки финансовых бюджетов предварительные расчеты показателей налогового бюджета могут измениться, т.к. последовательное согласование статей финансовых бюджетов может привести к изменению доходов, расходов и статей баланса.

Этап З.

Расчеты по видам налогов.

Планирование налогового бюджета ведется раздельно по каждому налогу. Расчеты налога ведутся по налогооблагаемым операциям и объектам налогообложения, установленным законодательством.

Этап 4.

Распределение платежей по срокам уплаты налогов и сборов. Первоначально делается расчет платежей на год, затем на квартал и на месяц. Для расчета периодичности уплаты налогов и взносов составляется календарь налоговых платежей на год, квартал, месяц. В месячном или квартальном расчете определяется срок уплаты налога, установленный законом (например, 22-го числа месяца, следующего за отчетным). Суммы налоговых платежей и сборов распределяются по срокам их уплаты в соответствии с порядком, установленным законодательством Республики Беларусь.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5