Цели, принципы организации финансового менеджмента

- поиск новых организационных структур (например, внутренний холдинг в сочетании с сохранением технологического и организационного ядра).

Этой стратегии обычно присуща стабилизация или незначительный рост выпуска продукции.

Но самое рациональное - придерживаться стратегии развития (прогрессивное изменение не только количественных, но и качественных параметров бизнеса), опирающейся на:

- устойчивый рост производства, наращивание активов фирмы за счет повышения уровня загрузки мощностей и инвестирования в основной капитал;

- диверсификацию деятельности, в том числе и со сменой профиля производства;

- переход к новой структуре внутрифирменного управления и межфирменного партнерства.

Между пассивной и активной стратегиями нет "китайской стены". Ряд заводов, находящихся на грани банкротства и компенсирующих дефицит средств неплатежами, приступает к обновлению продукции и даже к разработке новых перспективных моделей. Практически все предприятия в 2000 г. сократили занятость (включая и принудительное увольнение). Основными препятствиями на пути к применению активной модели выживания являются дефицит собственных оборотных средств, невозможность его покрытия банковским кредитом и практически полное отсутствие средств для долгосрочного инвестирования.

Здесь надо в полной мере использовать финансовый менеджмент. Для предприятия, которое не смогло избежать финансовых неприятностей, обычные способы управления уже неприемлемы. В целях решения сложнейшей задачи вывода из кризиса неплатежеспособного предприятия нужны неординарные решительные меры. Обычно все начинается со смены менеджмента. Если сравнивать ситуацию неплатежеспособности предприятия с болезнью (а это именно болезнь, но еще не смерть), то первейшей проблемой на пути выработки способа выхода из кризиса является постановка правильного диагноза. Для этого необходимо провести тщательнейший анализ технической и финансовой документации, провести переговоры со всеми заинтересованными лицами, охватив таким образом проблему в целом.

Главной причиной неплатежеспособности предприятия в той или иной форме является нехватка денежных средств. Главный, хотя и не единственный источник денежных средств предприятия - это выручка от реализации продукции, товаров или услуг, в зависимости от профиля предприятия. Для любого предприятия, за исключением специально дотируемого, объем поступающей выручки должен быть по крайней мере достаточным для покрытия всех издержек по производству, хранению и сбыту продукции. В случае недостаточности денежного потока происходит резкое или постепенное истощение оборотных средств, что приводит к неспособности предприятия продолжать производство, и процесс останавливается.

Недостаточным объем выручки может быть, если продукция продается по цене ниже себестоимости. Происходит это по двум основным причинам: неумение правильно рассчитывать цену в рыночных условиях или сознательное занижение цены с целью перевода части расчетов в так называемый "черный нал" для ухода от налогообложения. Эти два варианта нередко можно наблюдать в сочетании. Стало типичным, когда директор крупного государственного предприятия создает собственное дочернее предприятие по сбыту продукции этого предприятия, чтобы продавать продукцию дочернего предприятия по минимальным ценам. Тогда максимальная прибыль перейдет в руки дочернего предприятия. Часто при этом жадность не знает границ. Директор волевым решением занижает цену готовой продукции, с одной стороны, для получения в свой карман максимума прибыли, с другой - для информации коллектива и общества о том, что государственное предприятие в кризисе и ему необходима поддержка. В таком случае главной задачей менеджера является тщательный анализ денежных потоков и маркетинговое исследование рынка с целью выяснения истинной ситуации. Решение этой задачи часто затрагивает крупные денежные интересы, поэтому необходимо заранее побеспокоиться о собственной безопасности.

Перейти на страницу:
1 2 3