Основные задачи и функции органов Федерального казначейства Российской Федерации

проверка коммерческих банков и учреждений Банка России по своевременности зачисления и перечисления средств, поступивших в доход государственных (федеральных) внебюджетных фондов, либо средств из федерального бюджета и государственных (федеральных) внебюджетных фондов на счета получателей;

предварительный и текущий контроль за целевым расходованием средств федерального бюджета распорядителями и получателями бюджетных средств;

проверка территориальных органов казначейства вышестоящими органами по соблюдению действующего законодательства и нормативных актов при исполнении федерального бюджета;

последующий контроль за целевым расходованием средств федерального бюджета по заданиям Минфина России и ГУФК.

Выделяются три основных этапа контроля.

Предварительный контроль.

Проводится на стадии санкционирования расходов в момент контроля и учёта принятия бюджетными учреждениями обязательств, не обеспеченных назначениями.

Текущий контроль. Осуществляется на стадии финансирования расходов. Бюджетное учреждение предоставляет для проверки в орган, исполняющий бюджет, документы, удостоверяющие факт выполнения принятого обязательства. Кроме того, оно должно соблюдать требования в отношении подготовки документов на оплату конкретных расходов. На данном этапе ставится препятствие оплате несущественных расходов бюджетных учреждений.

Последующий контроль. При его проведении устанавливается соответствие реальной стоимости товаров и услуг, поставленных по принятым обязательствам, тем суммам, которые были оплачены. Последующий контроль может осуществляться органом, ответственным за составление и рассмотрение проекта бюджета, другими финансовыми и контрольными органами исполнительной власти, а также Счётной палатой.

Деятельность органов Федерального казначейства также является подконтрольной и может быть проведена со стороны других уполномоченных органов:

по финансово-хозяйственной деятельности - налоговой инспекцией, представителями внебюджетных фондов, КРУ;

по исполнению федерального бюджета - Счётной палатой, Контрольно-ревизионным управления Министерства финансов РФ, Прокуратурой РФ и др.

При комплексном исполнении бюджета в первую очередь должны решаться следующие функциональные задачи:

1) осуществление кассового планирования бюджетных средств, государственных внебюджетных фондов и внебюджетных (федеральных) средств и направлений их использования;

2) оперативный бухгалтерский учёт исполнения бюджетов различных уровней;

) формирование росписи доходов и расходов бюджетов;

) контроль за своевременностью совершения операций с бюджетными средствами, а также целевое направление использования бюджетных и внебюджетных средств;

) учёт изменений и формирования уточнённой росписи и уточнённых планов по бюджетам;

) комплексное решение проблемы информационного взаимодействия органов казначейства и распорядителей бюджетных ассигнований и т.д.

Для выполнения указанных функций задействована сложная многоуровневая система с развитыми связями не только между иерархическими уровнями органов казначейства, но и с банковской платёжной системой, системой государственной налоговой службы, системой формирования и исполнения бюджетов всех уровней, получателями бюджетных средств и налогоплательщиками. Сложность этой системы усугубляется тем, что она развёрнута на значительных территориях и охватывает большое количество участников, принадлежащих разным ведомствам.

Необходимо расширение сферы деятельности казначейства. Она, безусловно, должна охватывать формирование и исполнение всех бюджетов субъектов Федерации и муниципальных бюджетов. Такой подход не нарушает Принципа самостоятельности этих бюджетов. Все вопросы могут быть решены в договоре между Федеральным казна­чейством и соответствующими властными структурами субъектов Фе­дерации и местных органов управления. Это сэкономит значительные средства для регионов и ускорит перераспределение средств между бюджетами, включая и финансовую помощь. Такая система будет способствовать в перспективе установлению прямых контактов между Федеральными и местными бюджетами. Не исключено, что финансовая помощь из центра будет направляться и местным бюджетам, как это практикуется в некоторых странах.

Относительно целевых бюджетных и внебюджетных государственных фондов стоит сказать, что их широкое использование в России в настоящее время связано с недостаточным объемом финансов ресурсов и может рассматриваться как нарушение принципа единого фонда, присущего любому бюджету. В будущем число этих фондов резко сократится.

Перейти на страницу:
1 2 3