Содержание, состав и значение предприятий коммунальной формы собственности

Поэтому в период движения к рыночной экономике, необходим постепенный и планомерный переход на полное покрытие затрат предприятий, занятых в сфере коммунального хозяйства. Это даст возможность государству высвободить определенные денежные средства, ранее направляемые на покрытие затрат и дотации коммунальному хозяйству, и перераспределить их в более перспективные отрасли, проводить адресную поддержку малообеспеченных и социально незащищенных слоев населения.

Исходя из мирового опыта, наиболее подготовленной к реформированию сферой, имеющей важное социальное значение, является деятельность предприятий, занятых обслуживанием и содержанием жилого и нежилого фонда, поскольку здесь имеются объективные предпосылки для того, чтобы производственно-хозяйственная деятельность этих предприятий имела бы, по мимо социальной, и определенную экономическую эффективность.

В настоящей работе в качестве объекта исследования выбрано Лидское городское унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства, которому удалось, по результатам своей деятельности за истекший период, сохранить в своей работе как экономический, так и социальный эффект.

Однако негативные макроэкономические явления (инфляция и связанный с этим рост цен), и специфические условия работы предприятий сферы ЖКХ, в системе твердых ставок и тарифов, покрывающих не более 10-15% от стоимости работ и услуг по содержанию жилого фонда, существенным образом влияют на их экономическую эффективность.

В этих условиях одной из актуальных задач, стоящих перед предприятием, является изыскание дополнительных источников дохода, с целью компенсации потерь и убытков от указанных выше негативных явлений.

Структура управления ЖКХ в РБ следующая:

. Министерство жилищно-коммунального хозяйства РБ

. Производственное управление ЖКХ области

. Городские и районные предприятия ЖКХ

. Жилой и нежилой фонды

Таким образом, из чисто централизованной структуры управления сферой ЖКХ, в настоящее время существует смешанная система, сочетающая в себе как признаки командно-административной системы, так управление данной сферой на принципах хозяйственного расчета.

Министерство сохраняет функции по регулированию размера квартирной платы и иных тарифов на коммунальные услуги и является органом управления данной сферой, функционируя в виде органа государственного управления.

Однако уже областные структуры управления ЖКХ функционируют в форме государственных предприятий управления жилищным хозяйством (ГПУЖХ). Нижним звеном в структуре управления ЖКХ РБ являются городские предприятия жилищного хозяйства, которые функционируют также в виде самостоятельных юридических лиц, имеющих обособленный баланс, и которые непосредственно занимаются предоставлением жилищно-

коммунальные услуг населению.

В состав коммунального хозяйства входят:

• санитарно-технические предприятия: водопровод, канализация, санитарная очистка;

• внутригородской электрический транспорт: трамвай, троллейбус, метро;

• предприятия коммунального обслуживания: бани, прачечные, парикмахерские, гостиницы;

• предприятия коммунальной энергетики: электрические, газовые и тепловые сети;

• внешнегородское благоустройство: дорожно-мостовое хозяйство, уличное освещение, озеленение;

• подсобные промышленные и ремонтные предприятия, обслуживающие нужды коммунального хозяйства. Особенности хозрасчета и финансов коммунальных предприятий обусловлены своеобразием хозяйственной деятельности этих предприятий.

Жилищное хозяйство - важнейшая отрасль народного хозяйства, созданная для удовлетворения, одной из жизненно необходимых потребностей существования человека - в жилище. Основой жилищного хозяйства нашей страны является государственный и местный жилищный фонд. Большая часть жилищного хозяйства находится в ведении городов и рабочих поселков. Часть жилищного хозяйства находится в ведении промышленных предприятий, совхозов, транспортных и строительных организаций - так называемый ведомственный жилой фонд.

Перейти на страницу:
1 2 3