Конституционные основы в системе налогов в Республике Беларусь

налоговый доход беларусь бюджет

Конституция является основополагающим источником налогового права. Закрепляя функции государственной власти, конституционные нормы определяют основы финансово-правовой политики государства, в том числе и налогового регулирования.

Налоги - важнейший инструмент финансово-правовой политики: исполнение гражданами и юридическими лицами конституционной обязанности уплаты законно установленных налогов и сборов позволяет формировать бюджеты всех уровней. Поэтому данная конституционная обязанность имеет особый, а именно - публично-правовой, а не частноправовой (гражданско-правовой) характер, что обусловлено публично-правовой природой государства и государственной власти. Налогоплательщик обязан перечислять сумму налога в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства[9, c. 356]. Интересна ст. 56 Конституции Республики Беларусь, где сформулирована публичная значимость рассматриваемой конституционной обязанности: «Граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей»[2, c. 15].

Эффективная налоговая система предполагает четкое определение компетенции субъектов в сфере налогообложения.

Конституционные основы налогового регулирования Республики Беларусь состоят из следующих элементов, закрепленных в Основном законе:

) принцип унитарного устройства государства распространяется и на формирование налоговой системы.

Разграничение полномочий в налоговой системе осуществляется между республиканскими органами власти и органами местного управления.

Гарантируется право органов местного управления самостоятельно устанавливать местные налоги и сборы в соответствии с законом [2, c. 41].

) конституционная обязанность финансировать государственные расходы путем уплаты законно установленных государственных налогов, пошлин и иных платежей.

Впервые Конституцией РБ установлена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы [2, c. 15]. Это положение соответствует смыслу ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, которая признает, что каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие личности.

Данная обязанность никогда не была закреплена в конституциях советского периода, поскольку налоги с населения составляли незначительную часть государственного бюджета. С переходом страны к рыночной экономике обязанность граждан платить налоги была впервые конституционно закреплена как средство регулирования отношений между государством и налогоплательщиками. В условиях, когда существуют свобода предпринимательства, многообразные формы экономической деятельности, различные не контролируемые и не учитываемые государством источники доходов, уплата налогов уже связана с инициативой человека, обязанного сообщать о своих доходах в налоговые службы, заполнять декларации о доходах[12, c. 256].

Налоги и сборы следует считать законно установленными при наличии как минимум следующих условий:

А. Республиканские налоги и сборы должны быть установлены республиканским законодательным органом, а местные налоги и сборы - соответствующими органами местного управления.

Б. Они должны быть установлены в надлежащей форме - закон, акт Президента Республики Беларусь, нормативно-правовой акт (решение) органа местного управления.

Перейти на страницу:
1 2 3