Проблемы разграничения налоговой и административной ответственности

Таким образом, Налоговый кодекс РФ при привлечении правонарушителей к административной ответственности содержит ссылки на Кодекс РФ об административных правонарушениях. Административное взыскание за нарушение законодательства о налогах и сборах налагается в соответствии с процедурой, установленной КоАП РФ. Данная процедура включает в себя составление протокола об административном правонарушении, возбуждение административного дела, подготовку и рассмотрение дела об административном правонарушении, вынесение постановления. При несогласии с вынесенным постановлением по делу об административном правонарушении данное постановление также может быть обжаловано в судебном порядке. сувенирная продукция для магазина подарков оптом

Составы административных правонарушений в области налогов и сборов предусмотрены статьями 15.3 - 15.11 КоАП РФ, при этом некоторые административные правонарушения дублируют налоговые правонарушения, определенные Налоговым кодексом РФ:

статья 15.3 КоАП РФ "Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе" содержит в себе признаки правонарушений, установленных статьями 116 "Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе" и 117 "Уклонение от постановки на учет в налоговом органе" Налогового кодекса РФ;

статья 15.4 КоАП РФ "Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке или иной кредитной организации" корреспондирует со статьей 118 НК РФ;

статья 15.5 КоАП РФ "Нарушение сроков представления налоговой декларации" - со статьями 118, 119 НК РФ;

статья 15.6 КоАП РФ "Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля" повторяет статью 126 НК РФ;

статья 15.11 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а статья 120 НК РФ устанавливает налоговую ответственность за грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения.

Встает вопрос о целесообразности дублирования данных норм налоговой и административной ответственности, о правовом соответствии одновременного применения двух видов юридической ответственности при совершении одного правонарушения.

Как уже отмечалось выше, процедуры привлечения к административной и к налоговой ответственности значительно различаются. В Налоговом кодексе РФ данная процедура практически сводится к вынесению решения руководителем (его заместителем) по результатам налоговой проверки. Налоговым кодексом, в отличие от КоАП РФ, не предусмотрены такие понятия, как "возбуждение дела", "участник производства", "доказательства" и "доказывания", не определены процессуальные права и обязанности участников производства. В то же время указанные вопросы достаточно обстоятельно регламентированы в КоАП РФ, что, на мой взгляд, дает большую возможность для защиты своих прав лицам, привлекаемым к административной ответственности, по сравнению с лицами, привлекаемыми к налоговой (финансовой) ответственности. Определенной защитой интересов лиц, привлекаемых к налоговой ответственности, являются положения Налогового кодекса РФ, регламентирующие судебный порядок взыскания налоговых санкций, обязательное соблюдение налоговыми органами досудебного порядка взыскания налоговых санкций (выставление требования с предложением уплатить их добровольно), срок давности взыскания санкций.

Давность взыскания налоговых санкций установлена статьей 115 НК РФ - налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговых санкций не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта. Давность привлечения к административной ответственности определена в статьей 4.5 КоАП РФ - постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. При длящемся правонарушении данный срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Мы видим, что срок давности привлечения к административной ответственности значительно короче срока давности привлечения к налоговой ответственности.

Перейти на страницу:
1 2 3 4