Клиринговые расчеты

При безналичных расчетах может иметь место клиринг, значительно сокращающий денежный оборот и издержки обращения.

«Клиринг - система безналичных расчетов по взаимозачету встречных требований и обязательств, при которой выплачивается только разница (сальдо) денежных сумм».

Как следует из определения, клиринг не является отдельной формой безналичных расчетов, а реализуется в действующих формах: клиринг чеков, клиринг жирорасчетов. Однако клиринг аккредитивов не предусмотрен и не имеет экономического смысла.

Клиринг, как правило, осуществляют специализированные небанковские кредитные организации - расчетные палаты и клиринг-банки; отдельные клиринговые операции могут проводить центральные и коммерческие банки.

К примеру, Федеральная резервная система США наряду с расчетными палатами и банками-корреспондентами осуществляет клиринг чеков. Напротив, Банк России, сосредоточив в своей платежной системе большинство расчетов, клиринг не использует: зачеты не осуществляются, каждая сумма отдельно зачисляется или списывается с корреспондентских счетов коммерческих банков. Возможно, причина в материальной заинтересованности Центрального банка Российской Федерации: одна зачетная операция может заменить десятки и сотни отдельных оплачиваемых трансакций.

Клиринг позволяет значительно сократить сумму взаимной задолженности, прервать цепочку неплатежей, достичь экономии платежных средств на сумму зачтенного оборота, расширить сферу безналичных расчетов и облегчить управление ими. Основные преимущества этой формы расчетов: 1) высокая скорость обращения средств; 2) сравнительно высокая надежность расчетов; 3) низкие трансакционные издержки на совершение расчетов и простота самих платежных трансакций.

Эти достоинства проявляются при одном непременном условии, когда данная форма расчетов обслуживает встречное движение необходимых обоим контрагентам товаров и услуг. В современной хозяйственной практике это условие часто нарушается. В обслуживаемый этой формой расчетов круг товаров включаются ненужные одному из контрагентов товары, и он вынужден реализовывать эти товары, увеличивая тем самым общие платежные трансакционные издержки. Такие трансакции принято называть бартерными операциями.