Основные положения правовой характеристики налоговых систем

Налоговые системы большинства стран складывались столетиями под воздействием различных экономических, политических и социальных условий. Поэтому вполне естественно, что налоговые системы разных стран отличаются друг от друга: по видам и структуре налогов, их ставкам, способам взимания, фискальным полномочиям органов власти разного уровня, уровню, масштабам и количеству предоставляемых льгот и ряду других важнейших признаков. Поэтому мне бы хотелось рассмотреть основные правовые положения налоговых систем на примере налоговой системы Республики Беларусь.

Налоговая система Республики Беларусь строится под влиянием таких внутренних факторов, как инфляция и диспропорции в экономике. Особое влияние оказывают интеграционные процессы, происходящие между Республикой Беларусь и Российской Федерацией[5].

В то же время некоторые положения законодательства и дополнения к нему снижают действенность налоговой системы, а именно: некоторые из них носят общий характер, дающий возможность неоднозначного толкования; некоторые введённые отдельные изменения в ходе реформирования нарушают сущность налогов и неналоговых платежей и противоречит их содержанию.

Кроме того, значительные обязательные платежи становятся преградой развития производства. Причём не учитываются законы экономической теории, в соответствии с которыми в зависимости от спроса и предложения все налоги и неналоговые платежи можно переложить либо на производство, либо на потребителя. Это, в конечном счёте, при сложившейся экономической ситуации, является результатом изъятий из дохода потребителя, а это не лучшим образом сказывается на нашей экономике и на бюджете.

Налоговая система большинства стран мира, в том числе и Республики Беларусь строится на сочетании прямых и косвенных налогов.

Первые устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, вторые включаются в виде надбавки в цену товара или тарифа на услуги и оплачиваются потребителем. При прямом налогообложении денежные отношения возникают между государством и самим плательщиком, вносящим налог непосредственно в казну; при косвенном - субъектом этих отношений становится продавец товара или услуги, выступающий посредником между государством и плательщиком (потребителем товара или услуги)[8, с. 201].

Действующая в настоящее время в Беларуси налоговая система сложна и отличается большим количеством налоговых и неналоговых платежей. Важно отметить, что главным источником дохода бюджета Республики Беларусь являются косвенные налоги: НДС и акцизы.

Налоговая система республики состоит из двух основных функций (фискальной ( налогово-бюджетной) и стимулирующей). Главным образом выполняет фискальную функцию.

На практике заметно несоответствие между высоким качеством нормативно-законодательного обеспечения системы налогообложения на его высшем уровне, более низким уровнем руководящих методических материалов (особенно в части определения налогооблагаемой базы основных налогов) и критически низкой налоговой дисциплиной.

Экономическая (регулирующая) функция налоговой системы Беларуси в целом реализуется весьма слабо, механизм налогового регулирования экономики на практике почти не используется, хотя определенные возможности для этого имеются.

Инвестиционный потенциал налоговой системы Беларуси включает такие элементы, как ускоренная амортизация, льготы по налогу на прибыль, идущую на развитие хозяйствующего субъекта, и возможность получения инвестиционного налогового кредита. Однако использование этих рычагов стимулирования инвестиций на практике затруднено, во-первых, излишне сложной административной процедурой их задействования и, во-вторых, общей тенденцией завышения издержек для уклонения от уплаты налогов.

Фискальная функция системы налогообложения Беларуси представлена более существенно, чем экономическая, однако, как показывает положение дел с собираемостью налогов (разница между ожидаемыми, начисленными и уплаченными объемами налоговых платежей), и здесь положение нельзя признать благополучным[10, c. 98].

Доходы физических лиц не являются в Беларуси первым и даже вторым по значению источником налоговых поступлений.

Для получения реальных денежных доходов государства большое значение имеет налогообложение доходов хозяйствующих субъектов.

Перейти на страницу:
1 2