Методы и модели выбора финансовой стратегии

статичный характер модели;

слишком общий характер рекомендаций.

Из-за данных недостатков рассматриваемая матрица может быть применена не во всех случаях и также как и матрица БКГ носит рекомендательный характер.

Основным ограничением для применения является то, что матрица дает возможность лишь предугадать будущее, но не создать его, как это делают предпринимательские фирмы.

Привлекательность СЗХ, рассчитываемых в матрице, может включать множество факторов и коэффициентов. Их количество зависит от отрасли, а также от требуемой глубины и направления анализа. Не последнюю роль играет доступность информации.

Матрица направленной политики компании Шелл (Shell)

Еще одной моделью стратегического анализа является «матрица направленной политики» (DPM - Direct Politic Matrice), которая была разработана британско-голландской компанией Шелл. Эта модель - более проработанная модель БКГ, хоть и имеет внешнее сходство с матрицей МакКинзи.

Матрица Шелл - двухфакторная матрица, базирующаяся на оценках количественных и качественных параметров бизнеса. По осям матрицы располагаются такие показатели как перспективы отрасли и конкурентоспособность бизнеса.

Здесь делается акцент на оценку количественных параметров. Модель оценивает одновременно и поток денежной наличности (матрица БКГ) и отдачу от инвестиций (матрица МакКинзи). Также как и в модели МакКинзи», могут оцениваться виды бизнеса, находящиеся на разных стадиях жизненного цикла.

По оси X отражают сильные стороны предприятия, а по оси Y - отраслевую привлекательность. Ось Y является общим измерением состояния и перспектив отрасли.

Каждой из представленных девяти клеток матрицы соответствует специфическая стратегия:

Лидер бизнеса - предприятие имеет сильные позиции в привлекательной отрасли. Стратегия развития должна быть направлена на защиту своих ведущих позиций и дальнейшее развитие бизнеса.

Рис.1.3.4 Матрица направленной стратегии Шелл

Стратегия роста - у предприятия сильные позиции в умеренно привлекательной отрасли. Необходимо постараться сохранить свои позиции.

Стратегия генератора денежной наличности - предприятие имеет сильные позиции в непривлекательной отрасли. Основная задача - извлечь максимальный доход.

Стратегия усиления конкурентных преимуществ - предприятие занимает среднее положение в привлекательной отрасли. Нужно инвестировать, чтобы переместиться в позицию лидера.

Продолжать бизнес с осторожностью - предприятие занимает средние позиции в отрасли со средней привлекательностью. Осторожные инвестиции в расчете на скорую отдачу.

Стратегия частичного свертывания - предприятие занимает средние позиции в непривлекательной отрасли. Следует извлечь максимальный доход с того, что осталось, а затем инвестировать в перспективные отрасли.

Удвоить объем производства или свернуть бизнес - предприятие занимает слабые позиции в привлекательной отрасли. Необходимо либо инвестировать, либо покинуть данный бизнес.

Продолжать бизнес с осторожностью или частично свертывать производство - предприятие занимает слабые позиции в умеренно привлекательной отрасли. Стараться удержаться в данной отрасли пока она приносит прибыль.

Стратегия свертывания бизнеса - предприятие занимает слабые позиции в непривлекательной отрасли. Предприятию необходимо избавиться от такого бизнеса.

То есть матрица направленной политики советует фокусироваться на денежном потоке и на оценке отдачи инвестиций. Основной идей матрицы является то, что общая стратегия предприятия должна обеспечивать поддержание баланса между денежным излишком и его дефицитом вследствие регулярного развития перспективных видов бизнеса, основанных на последних научно-технических разработках. Советуется перераспределять финансовые потоки из производств, создающих денежную массу, в производства с высоким потенциалом инвестиционной отдачи в будущем.[46]

Матрица И. Ансоффа и Д. Абеля

Матрица Ансоффа позволяет использование одновременно нескольких стратегий. Она рснована на предпосылке, что наиболее подходящая стратегия для роста объема продаж может определяться решением продавать существующие или новые продукты на существующем или новом рынках.

Матрица представляет собой схему, помогающую менеджерам при принятии решения о выборе стратегии, также может служить диагностическим инструментом. Предназначена для описания возможных стратегий предприятия в условиях растущего рынка.

По одной из осей матрицы рассматривается вид товара (старый или новый), по другой оси - вид рынка (также старый или новый).

Таблица 1.3.1.

Матрица Ансоффа

Вид рынка

Старый рынок

Новый рынок

Старый товар

Совершенствование деятельности

Стратегия развития рынка

Новый товар

Товарная экспансия

диверсификация

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6