Формы взаимоотношений бюджетов различных уровней в налоговой системе Республики Беларусь

Политико-правовой показатель отражает соотношение компетенции центральных и местных органов власти в вопросах введения налогов. Существует три формы взаимоотношений бюджетов различных уровней по формированию доходов, условно именуемые «разные налоги», «разные ставки», «разные доходы».

Разные налоги. Суть этой формы состоит в том, что каждый уровень власти (например, местные органы власти) вводит свои налоги.

При этом существует два основных варианта этой формы.

. Полное разделение прав и ответственности различных уровней власти в установлении налогов. Каждый уровень власти самостоятельно устанавливает и вводит в действие те налоги, которые целиком поступают в его бюджет.

Однако общая сумма налогов, поступающих в бюджеты различных уровней, не должна достигать конфискацией иных значений, приводить к разорению налогоплательщика. Поэтому при такой системе могут устанавливаться верхние ограничения общей суммы налоговых изъятий.

. Неполное разделение прав и ответственности различных уровней власти в установлении налогов. При этой системе центральный орган власти устанавливает исчерпывающий перечень налогов и вводит в действие общегосударственные налоги. Местные органы власти решают вопрос о введении в действие по своей территории тех или иных местных налогов из установленного перечня.

Разные ставки. Суть этой формы состоит в том, что основные условия взимания того или иного конкретного налога устанавливает центральный орган власти, а местные органы власти определяют ставки налога, по которым исчисляется налог, зачисляемый в конкретный местный бюджет. При этом общий размер налоговой ставки также может ограничиваться центральным органом власти. Эта форма оставляет местным органам власти меньше свободы, чем первая, но в большей степени защищает налогоплательщиков от местного произвола.

Разные доходы. При данной форме свобода местных органов власти совсем незначительна, ибо в данном случае между бюджетами различных уровней делятся суммы собранного налога. Порядок и условия раздела устанавливаются центральной властью либо по потребностям конкретных регионов, либо по каким-то установленным нормативам (численности населения, объемам налоговых поступлений и др.)[7, с. 20-22].

Обычно используются комбинации всех трех, реже - двух форм. Одной единственной формы при построении налоговой системы соблюсти невозможно, поскольку, во-первых, налог может неравномерно распределиться по территории страны, что создаст неравные условия для формирования бюджетов. Во-вторых, нельзя делать бюджет «заложником одного налога», поскольку политические, социальные, экономические или даже стихийные потрясения могут полностью лишить бюджет доходной базы. В то же время нельзя как лишать местные органы власти финансовой самостоятельности, так и наделять их безграничными правами.

Доходы республиканского бюджета и местных бюджетов на очередной финансовый год определяются в соответствии с Бюджетным кодексом и иными актами законодательства.

Доходы республиканского бюджета формируются за счет собственных доходов, регулирующих доходов, часть которых не передается по установленным нормативам отчислений нижестоящим бюджетам, и межбюджетных трансфертов.

Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов, регулирующих доходов, часть которых не передается по установленным нормативам отчислений нижестоящим бюджетам, отчислений от регулирующих доходов, поступающих из вышестоящих бюджетов, и межбюджетных трансфертов.

В составе республиканского бюджета и местных бюджетов могут создаваться государственные целевые бюджетные фонды.

В республиканский бюджет зачисляются следующие налоговые доходы:

налог на прибыль, уплачиваемый организациями, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь, и организациями, в уставных фондах которых 50 и более процентов акций (долей) принадлежит Республике Беларусь; налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности по республиканским лотереям; налог на доходы от проведения электронных интерактивных игр; налог на добавленную стоимость; акцизы; сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь; патентные пошлины; экологический налог; таможенные пошлины и таможенные сборы; оффшорный сбор; государственная пошлина, зачисляемая в республиканский бюджет в соответствии с актами законодательства; консульский сбор; гербовый сбор и др.

Перейти на страницу:
1 2 3