Виды и органы финансового контроля

В целях более глубокого изучения сущности, принципов построения, форм организации и методов осуществления контроля возникает необходимость его классификации, которые представлены на рис.1.1.

финансовый контроль ревизия инвентаризация

Рис. 1.1. Классификация контроля

При классификации контроля по видам, как правило, рассматривается функциональный характер деятельности, т.е. какие функции он выполняет в управлении государством. Поэтому признаку В.А. Хмельницкий различает «государственный контроль, аудит и общественный контроль» (рис.1.2.).

Субъектами государственного контроля выступают органы государственной власти и управления, обладающие определенными контрольными полномочиями. Среди них следует выделить Совет Республики, Палату представителей, Совет Министров Республики Беларусь, правоохранительные и судебные органы, Комитет государственного контроля Республики Беларусь, Министерство финансов республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и др.

Субъектами общественного контроля являются профсоюзные организации, ревизионные комиссии различных общественных объединений (жилищно-строительных кооперативов, комиссии кооперативного контроля в потребительской кооперации и др.)

Субъектами аудиторского контроля являются специалисты, имеющие лицензию на проведение аудиторской деятельности в Республике Беларусь Государственный контроль в свою очередь подразделяется на:

внутрихозяйственный;

ведомственный;

вневедомственный.

Внутрихозяйственный контроль выступает как самостоятельная функция управления внутри предприятия, отличается глубиной и точностью, поскольку осуществляется там, где находится центр тяжести управления. Субъектами этого вида контроля являются финансовая, бухгалтерская, юридическая и другие функциональные службы предприятий в пределах определенных полномочий и имеющих компетенций. Этот контроль осуществляется на предприятии в соответствии с утвержденными Положениями о функциональных отделах, а также с имеющимися функциональными обязанностями специалистов отделов на предприятиях и организациях.

Главное назначение внутрихозяйственного контроля - непрерывное наблюдение за эффективностью финансово-хозяйственной, снабженческо-сбытовой и производственной деятельности, обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей, устранение причин и условий, порождающих бесхозяйственность и хищения.

Ведомственный контроль - контроль, осуществляемый министерствами (ведомствами), ассоциациями, концернами и другими вышестоящими органами управления за деятельностью прямо подчиненных им организаций и предприятий. Функции органов этого контроля определены отраслевыми инструкциями, разрабатываемыми министерствами, ведомствами и другими вышестоящими органами управления на основе нормативных актов и инструктивных материалов, регламентирующих организацию контроля в Республике Беларусь. Среди них следует выделить основные:

координация деятельности структурных подразделений органа государственного управления при осуществлении ведомственного контроля;

организация и проведение проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности организаций, подчиненных соответствующему органу государственного управления;

разработка проектов нормативных правовых актов, регламентирующих организацию и осуществление ведомственного контроля;

на основе анализа выявляемых нарушений в установленном порядке внесение предложений по изменению и дополнению законодательства в сфере экономических отношений.

При Министерстве финансов Республики Беларусь создан Методологический совет по ведомственному контролю, основными задачами которого являются:

) определение основных направлений совершенствования контрольно-ревизионной работы;

) рассмотрение и обсуждение проектов нормативных актов, регламентирующих деятельность ведомственного контроля;

) изучение, обобщение и распространение положительного опыта организации и осуществления ведомственного и внутрихозяйственного контроля;

) методологическое обеспечение ведомственного контроля.

Вневедомственный контроль - контроль, осуществляемый органами общей компетенции за деятельностью прямо не подчиненных им организаций и предприятий независимо от формы собственности и видов деятельности. Каждый из этих органов контроля осуществляет контрольные действия в соответствии с возложенными на него функциями управления в пределах своей компетенции. Высшим специализированным органом вневедомственного контроля является Комитет государственного контроля Республики Беларусь. Этот орган осуществляет контроль за исполнением республиканского бюджета, расходованием средств республиканского и местных бюджетов на содержание государственных органов, сохранностью и использованием государственного имущества; состоянием контрольно-ревизионной работы в государственных органах, а также за проведением проверок (ревизий) иных юридических лиц; финансово-хозяйственной деятельностью государственных органов; соблюдением законодательства при осуществлении валютных операций на территории Республики Беларусь и др.

Перейти на страницу:
1 2 3 4