Является ли в современных условиях фискальная монополия косвенным налогом

Еще одним признаком, который служит объектом активной дискуссии, является индивидуальная безэквивалентность. По мнению Н.В. Яковлевой «при приобретении товара и скрытой уплате налога потребитель, несмотря на неоправданно завышенную цену своей покупки, тем не менее, взамен все же получает определенный товар для удовлетворения своей индивидуальной потребности». Н.В.Яковлева обращает свое внимание на факт получения потребителем товара, в то время как значение цены занижается. А именно на цену и её связь с товаром стоит обратить пристальное внимание. Цена на товар, производимый или продаваемый фискальной монополией, состоит как минимум из двух компонентов: собственно рыночной цены самого товара + сама фискальная монополия. При покупке монопольного товара потребитель, конечно же, получает встречный поток в виде самого товара, однако этот поток связан не с ценой в целом, а только с рыночной стоимостью того или иного блага. За уплату же надбавки покупатель ничего взамен не получает. Более того, основываясь на убеждении, что покупка товара и есть возмездный поток за произведенную уплату, можно утверждать, что и НДС, и акцизы не являются налогами. Поэтому индивидуальная безэквивалентность характерна для фискальной монополии. M orthomol Flavon

Наконец, последний признак налога - его периодичность. Периодичность налогов происходит от постоянного характера государственных расходов. Учитывая, что доходы фискальной монополии поступают в бюджет и расходуются на удовлетворение общественных потребностей, можно говорить, что для фискальной монополии характерна периодичность. Кроме того, надбавка, которая включается в цену товара - это постоянный элемент цены. Она будет включена в цену в независимости от факта приобретения товара конечным потребителем.

Итак, для фискальной монополии в полной мере характерны такие черты налога как императивность, индивидуальная безэквивалентность и периодичность.

Что касается законодательного оформления, то здесь не может быть категоричного ответа: с одной стороны, имеются отдельные внутренние документы, касающиеся деятельности фискальных монополий, с другой - в них не прописываются элементы налога. В результате, в этой специфической черте мы имеем квазизаконодательное оформление фискальной монополии, что, однако, не мешает считать её налогом.

Говоря о фискальной монополии невозможно не затронуть тему косвенного налогообложения, так как государственную фискальную монополию многие эксперты рассматривают как косвенный налог.

В конце XVII века Дж. Локк впервые дал научное обоснование деления налогов на прямые и косвенные. С развитием финансовой мысли данное деление закреплялось выявлением их новых признаков и, критериев деления. Таким образом, к настоящему времени мы имеем возможность говорить о 4 основных критериях деления налогов на косвенные и прямые:

1. Критерий переложения

2. Критерий пропорциональности

. Объект налога

. Способ взимания налога

При фискальной монополии существует возможность переложения налога на третьих лиц, которыми обычно выступают конечные потребители. Переложение может быть как законодательно закрепленным явлением, так и практикой экономических отношений. Кроме того, существует связь между платежеспособностью налогоплательщика и размером взимаемого с него налога. Потребитель с большей платежеспособностью купит большее количество товара, а, следовательно, уплатит и больший налог. Как и в других косвенных налогах объектом в фискальной монополии является потребление, расход, а взимание налога осуществляется исключительно через включение суммы в цену товара. Таким образом мы можем сделать вывод, что фискальная монополия является косвенным налогом.

Перейти на страницу:
1 2 3 4