Понятие и правовая основа местных бюджетов

В Федеральном законе № 131-ФЗ установлено, что бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов), образуют консолидированный бюджет муниципального района. В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов (внутригородских территорий), не являющихся муниципальными образованиями.

Орган местного самоуправления является распорядителем денежных средств. Исполнительные органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований. Исполнительный орган местного самоуправления может вносить в исполнительный орган власти субъекта РФ предложения по изменению и уточнению проектируемых вышестоящим органом власти бюджетных нормативов и показателей. Разногласия по этим вопросам рассматриваются в.исполнительном органе власти субъекта РФ. Результаты рассмотрения разногласий отражаются в составляемом протоколе, где содержится обоснование предложений и обоснование отказа. В случае необходимости решения этих вопросов, на паритетных началах создается согласительная комиссия. Решение согласительной комиссии доводится до сведения нижестоящих и вышестоящих органов власти. Окончательное решение принимается вышестоящими представительными органами власти.

Представительные органы местного самоуправления рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, контролирующих исполнение бюджетов, осуществляют другие полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом, иными правовыми актами бюджетного законодательства РФ, субъектов РФ, актами органов местного самоуправления.

Для составления проектов бюджетов местные финансовые органы имеют право на получение информации от финансовых органов вышестоящего уровня бюджетной системы.

Органы местного самоуправления распределяют бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств и отвечают за их целевое использование.

Получателями бюджетных средств являются бюджетные учреждения или иные организации, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

Получатели бюджетных средств обязаны: своевременно подавать бюджетные заявки или иные документы, подтверждающие право на получение бюджетных средств; эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением.

С принятием Федерального закона № 131-ФЗ существенно повысилась ответственность органов местного самоуправления за исполнение местного бюджета. Например, ст. 74 установлено, что в случае нецелевого расходования субвенций из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ, если это установлено соответствующим судом, то высшее должностное лицо субъекта РФ может издать правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации.

Перейти на страницу:
1 2