Система показателей, характеризующих финансово-экономическую стабильность организации

Финансово-экономическая стабильность организации определяется прежде всего эффективностью использования всех элементов труда: средств труда, предметов труда и самого труда. Состояние производственного потенциала - важнейший фактор эффективности основной деятельности хозяйствующего субъекта, а следовательно, и финансово-экономической стабильности.

В буквальном смысле слова «эффективный» означает «дающий эффект, приводящий к нужным результатам, действенный».

Эффективность производства - важнейшая качественная характеристика хозяйствования на всех уровнях. Под экономической эффективностью производства понимается степень использования производственного потенциала, которая выявляется соотношением результатов и затрат общественного производства. Чем выше результат при тех же затратах, чем быстрее он растет в расчете на единицу затрат общественно необходимого труда, или чем меньше затрат на единицу полезного эффекта, тем выше эффективность производства. Обобщающим критерием экономической эффективности общественного производства служит уровень производительности труда.

Состояние производственного потенциала - важнейший фактор эффективности основной деятельности хозяйствующего субъекта, а следовательно, и финансово-экономической стабильности.

Система ключевых показателей деятельности, состоящая из привычных для организации финансовых коэффициентов, статей доходов и расходов и т.д., представляет собой совокупность показателей, определенных для разных уровней управления и однозначно увязанных между собой. Применение подобной системы в том случае оправданно, если рынок монополизирован и нет необходимости оценить удовлетворенность клиентов или эффективность бизнес-процессов.

Для отбора из общего списка показателей тех, которые будут использоваться в системе оценки эффективности деятельности организации, можно сформировать экспертную группу. Как правило, в нее входят директора подразделений и руководители отделов. Их задача - охарактеризовать каждый из показателей по следующим критериям:

) отражает ли показатель степень достижения стратегических целей компании;

) понятно и однозначно ли определение того или иного показателя. В первую очередь показатель должен быть понятен тем менеджерам, которым на его основе придется принимать решение;

) полезен ли показатель для принятия решений;

) возможно ли использование показателя деятельности при планировании или анализе.

В системе показателей эффективности производства не все из них имеют одинаковую значимость. Есть главные и дополнительные (дифференцированные) показатели. Если первые принято называть обобщающими, то вторые являются функциональными (классическими), характеризующими какую-либо определённую сторону деятельности. Обобщающие показатели в основном выражают конечные результаты производства и выполнение стратегических заданий. Функциональные показатели используются для анализа и выявления резервов эффективности, устранения узких мест в производстве.

Если организация использует классический подход к разработке системы ключевых показателей деятельности, то будут выделены такие группы показателей, как: рентабельность, ликвидность, оборачиваемость, финансовая устойчивость. При этом ответственность за каждую из групп будет распределена между руководителями всех уровней управления. Например, за рентабельность бизнеса в целом будет нести ответственность генеральный директор, в то время как управление рентабельностью отдельных видов продукции должно быть передано руководителям подразделений.

Однако только финансовых показателей, используемых при управлении деятельностью организации, для реализации разработанной стратегии может быть недостаточно. Не менее важны для бизнеса развитие отношений с клиентами, управление персоналом, качество продукции, эффективность внутренних бизнес-процессов, внедрение и развитие информационных систем, то есть те аспекты деятельности, которым сложно дать стоимостную оценку. В рамках системы сбалансированных показателей выделяют четыре основных аспекта деятельности компании (четыре группы показателей), которые дают ответы на следующие вопросы:

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6